Интерес к выявлению содержательности цвета
08.01.2016
Красный цвет традиционно у многих народов воспринимался символом борьбы, военной доблести и славы. Примечательно, что римские полководцы при триумфальных торжественных въездах в Рим после наиболее важных побед окрашивали все свое тело в красный цвет. Красный стал определяющим и в характеристике героических образов русской иконописи - Георгия-воина, архангела Михаила и других.
Особый смысл придавался красному цвету в русском народном искусстве, где ему, как правило, отводилась первенствующая роль. Народный мастер вкладывал собственный смысл в тот или иной цвет. Как и иконописец, он насыщал содержательным подтекстом эмоциональный колористический язык. Так, например, гармония красного, желтого и коричневого в росписи свадебной прялки могла означать пожелание добра и счастья новобрачным, поскольку живо было воспоминание о символическом значении желтого как цвета богатства, величия, а также веселья и шутки, коричневого - как цвета крепости, устойчивости, тепла и красного - как символа доблести, силы.
Использование цвета как содержательного фактора в декоративном искусстве проявляется и сейчас особенно ярко в творчестве художников, развивающих традиции народных мастеров.
Колорит в фарфоре П. В. Леонова - несомненное их переосмысление. Радость праздника с ярким открытым, зачастую локальным цветом, взятым большими плоскостями, - характерная черта его колорита. Пожалуй, именно к творчеству Леонова, а в последнее время и к дулевскому фарфору в целом, относится эта эмоционально-символическая трактовка сюжета средствами цвета. Общаясь с его вещами, всегда следует иметь в виду содержательное значение цвета, идущее от образного народного языка и древнерусской иконописи. Частая у Леонова почти сплошная заливка фарфора глубоким темным кобальтом в сочетании с ярким алым и обилием золота дает характерное для народного искусства звонкое трезвучие синего, красного и желтого.
08.01.2016 Колористическая гамма
08.01.2016 Исследование фактуры цвета и ее формообразующей роли
08.01.2016 Господство плоскостного цвета в 50-е годы
08.01.2016 Исследование пластических возможностей
08.01.2016 Движение и пластичность больших сгущенных масс
08.01.2016 Цветовые находки в тканях
08.01.2016 Франция XVIII века
08.01.2016 Сила культурной преемственности диктовала многократный
08.01.2016 Качество лирико-поэтического и ассоциативно-психологического
08.01.2016 Характер динамичности цвета в жилом и общественном интерьере