Насыщенность цвета светом
08.01.2016
Колористическая гамма становится в это время гораздо строже, сложнее и тоньше: она строится скорее на тональных красочных отношениях, чем на контрасте локального цвета (Ю. Бальчиконис, гобелен «Праздник урожая», 1975-1976; Д. и Л. Шушкановы, декоративная композиция из стекла «Сибирь», 1975; «Поздняя осень», 1974, и т. п.). Изысканность цвета нередко соседствовала с утонченной ювелирной разделкой узора (А. Воробьевский и Н. Славина, сервиз «Сказка», фарфор, 1975). Живописно-лирическая линия в характеристике образа, во многом создаваемая колористическими средствами, становится в середине 70-х годов преобладающей (Н. Кирсанова, гобелен «Победа», 1975; 3. Калпоковайте-Вогелене, гобелен «Рыболовство», 1975; и т. п.).
В искусстве керамики взаимодействие цветофактуры, напротив, строилось в середине 70-х годов скорее на преобладающей роли пластики, чем цвета. Декоративные рельефы по серьезности поднимаемой темы и характеру трактовки ее нередко претендовали на роль станковой скульптуры, горельефа, а цвет лишь усиливал это впечатление (В. Малолетков, декоративный рельеф «Вести с фронта», шамот, соли, «Керамисты Гжели», шамот, соли, 1975, и др.). Колорит, взятый крупными, не локальными, а приглушенными смешанными тонами, подчеркивал здесь эмоциональную выразительность и пластичность формы. Разработка сложной тональной гаммы у керамистов в середине 70-х годов часто объединялась с постановкой трудных пластических задач - овладением сферической поверхностью вазы, глубокого блюда (работы Н. Коковихина и Е. Лукиновой).
Итак, основная тенденция в развитии эмоциональных и формообразующих особенностей цвета с конца 50-х к середине 70-х годов свелась к постепенной замене плоскостно-орнаментальной основы цвета- живописно-пластической, а неизобразительного, орнаментального декора- живописным цветным изображением или изобразительным узором.
08.01.2016 Сила культурной преемственности диктовала многократный
08.01.2016 Использование цвета как содержательного фактора
08.01.2016 Плоскости гладких стен
08.01.2016 Сдержанно-благородное и утонченно-изысканное трезвучие
08.01.2016 Исследование пластических возможностей
08.01.2016 Господство плоскостного цвета в 50-е годы
08.01.2016 Своеобразный творческий аспект в поиске образа
08.01.2016 Эмоциональная, динамическая природа гармонии
08.01.2016 Утонченность росписи золотом и черным
08.01.2016 Создание колористических гармоний